• Rine

В чем смысл романа "Мастер и Маргарита"?

Про роман.

Булгаков создал литературное произведение, которое было обречено на успех. В "Мастере и Маргарите" есть глубина, мистика, философский смысл, религиозные отсылки, и при этом роман написан легко и с юмором. А самое главное - в нём есть трогательная история любви, которая не может не восхищать.

Булгаков потратил на роман минимум 12 лет (точных данных о дате начале работы нет). Писатель говорил, что создаёт "фантастический роман", и изначально это было произведение о дьяволе. Эту версию подтверждают черновые варианты названия рукописи. Например, "Чёрный маг" или "Князь тьмы". Роман не был опубликован при жизни писателя, а сам Булгаков отозвался о романе так: "Чтобы знали, чтобы знали..."


Архитектура романа

Структуру произведения можно представить в виде треугольника. В каждой из его вершин расположен один мир. На одном - потусторонний, на другом - Ершалаим, на третьем - Москва. В каждом из этих миров есть персонаж, олицетворяющий власть. В потустороннем мире - Воланд, в Ершалаиме - Понтий Пилат, а в Москве... Профессор Стравинский. Именно он принимает хоть какие-то решения в тех частях книги, где действия происходят в столице.

Во всех трёх мирах есть свои предатели (барон Майгель, Иуда, Алоизий Могарыч). Роман построен так, что основное московское действие дополняют сюжеты из ершалаимских глав, а героев связывают между собой отсылки, которые мы можем заметить в их разговорах их и мыслях.


Мир романа

Вспомните эпиграф "Мастера и Маргариты", которые Булгаков позаимствовал из "Фауста" Гёте: "Так кто же ты, наконец?" "Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо". Уже в этой части романа Булгаков даёт представление нам о мире, в котором происходят действия романа. Перед нами разворачивается перевёрнутый мир, в котором дьявол творит добро, а не зло.

В романе Булгакова все переплетено и зарифмовано. С помощью ершалаимских глав Булгаков даёт понять, что история повторяется. То, что происходило тысячу лет назад, не особо отличается от того, что происходит сегодня. Мастер и Иешуа - мыслители, творцы, которые столкнулись с неприятием общества. Единственное - на это неприятие они реагируют по-разному: Иешуа не отрекается от своих идей и идёт на казнь, а Мастер отказывается от рукописи.


Время и пространство романа

В "Мастере и Маргарите" есть три важные временные точки - полдень, полночь и закатое время. Полночь связана с нечистой силой, полдень - с началом, а закат символизирует границу. К примеру, в полночь происходит бал у Сатаны, в полдень Маргарита идёт к Мастеру, а на закате происходит их последний диалог.

География романа не ограничиваеться двумя городами, Москвой и Ершалаимом. По ходу романа всплывают другие места - Ялта, Вятка, Феодосия. Москва же в романе неоднородна. Есть реальная Москва, фантастическая и эротическая. Реальная - это обычный советский город, фантастическая - это Москва, которая меняется из-за переделок Воланда и его свиты, а экзотическая - это, например, пространство квартиры номер 50, где проходит бал. Это уже не Москва, это новое параллельное пространство.


Проблематика романа

Одна из главных тем романа - это тема трусости. Понтий Пилат из-за страха и нерешительности приказывает казнить Иешуа. А в московской части романа эта тема раскрывается в истории Мастера. Он дописал роман, но не стал за него бороться.

Булгаков считает, что трусость - самый страшный порок, который может навредить другому человеку. Писателю было важно поднять эту тему, так как страх - это то состояние, в котором жило советское общество тех времен. Кроме того, Булгаков затронул тему свободы творчества. И в этом снова можно увидеть отсылки к жизни писателя и других советских авторов, работы которых не опубликовали в СССР.

Просмотров: 8Комментариев: 0

Недавние посты

Смотреть все