• Rine

Эдуард Мане. Чарующая "Олимпия"

Пост обновлен июнь 15

Олимпия Эдуарда Мане стала одной из самых скандальных в истории живописи. Гюстав Курбе сравнивал образ Олимпии с дамой пик из колоды карт в морге, а критики искренне не советовали беременным женщинам и юным девам смотреть на эту картину. В салоне 1865 года люди открыто возмущались, пытались плюнуть на полотно, а некоторые и даже пытались проткнуть его зонтом или тростью. В конце концов , руководству галереи пришлось перевесить ее под самый потолок и приставить охрану. Но почему? Ранее тоже создавались и тепло принимались картины, где присутствует нагие натурщицы? Что же так сильно оскорбило взгляд зрителя?


Эдуард Мане́, Олимпия (Olympia), 1863, находится в Музее Орсе, Париж


Эдуард Мане недоумевал: "Я писал только то, что видел". Но зритель наотрез отказывался видеть то, что увидел Мане: уверенную, свободную, притягательную и чувственную богиню-куртизанку, чью наготу художник даже не потрудился прикрыть мифическим именем и сюжетом. Назови он картину "Венера", градус возмущения поубавился или сошел бы на нет. Но имя Олимпия вызывало совершенно определенные "непристойные" ассоциации. Такие экзотические имена любили выбирать себе дорогие проститутки. К тому же Олимпией звали одну из самых знаменитых куртизанок в истории - любовницу папы Иннокентия X, которая фактически 10 лет управляла католической церковью. И, наконец, пришло чуть меньше 20 лет с тех пор, как во Франции был опубликован роман Александра Дюма-младшего «Дама с камелиями» (1848). Одну из героинь-куртизанок в нем тоже звали Олимпией.

Сомнений в роде занятий героини не остается. Даже если не вдаваться в толкование символов, вроде мюлей на ногах Олимпии или орхидеи в ее волосах. Даже если забыть о том, что собаку, символ семейного счастья и верности, лежащую у ног прототипа Олимпии, Венеры Урбинской Тициана, Мане заменил на своенравную кошку. За этого шипящего зверка Мане досталось не меньше чем за вызывающий взгляд натурщицы, слишком независимый от патриархального мира мужчин и откровенный для своего времени.


Эдуард Мане́, Завтрак на траве, 1863, находится в Музее Орсе, Париж


Натурщицу, позировавшую художнику, звали Виктория Мёран, которая была неоднозначной фигурой. Виктория играла на гитаре, зарабатывала пением и уроками музыки, не стеснялась в выражениях и вообще нарушала все представления современников о том, как должна выглядеть и вести себя барышня. Виктория была натурщицей также для второй работы Мане "Завтрак на траве". Это первое в истории искусства произведение, где нагая женщина выглядела реальной. Картина вызвала большой резонанс: зрители были шокированы, так как за столетия привыкли к фарфоровым телам Венер и Сусанн на полотнах салонных художников, а вот настоящая, земная женщина их испугала.



Прототипом Олимпии в кинематографе является Роза из фильма "Титаник". Героиня понимает свою зависимость от общества, от будущего жениха и страстно желает достичь свободу выбора. Розе хотелось нарушать установленные запреты: жить, влюбляться и танцевать на палубе третьего класса, а не быть красивым аксессуаром при богатом муже. Картину, что рисует Джек, это отсылка к Олимпии как образу независимости женщин. Роза и Олимпия будто говорят нам "Да, это моя жизнь и мой выбор. Я прекрасна, уверена в себе и знаю, что я хочу".


Символика:

Мюли - распространенная домашняя обувь XIX века. Снятая туфля имеет явный эротический контекст - потеря девственности.

Орхидея - знак афродизиака.

Жемчужина - атрибуты Венеры, Афродиты - богини любви.

Кошка - символ женской распущенности, своенравности и непокорности.

Букет - традиционное проявление мужского внимания любовницам.

Просмотров: 14

© 2020 WomanSapiens.ru, Россия

  • White Twitter Icon
  • White Instagram Icon