• Rine

Постмодернизм и современное искусство

Искусство постмодерна не отрицает достижения авангарда и модернизма, осознает себя их наследником. Это наследие с привкусом горького опыта былых утопий с неизменной иронией, с неотступными сомнениями. Одним из главных художественных течений постмодерна является концептуализм и произведение Джозефа Кошута «Один и три стула» - его квинтэссенция. Художник пытается задавать все те же вопросы, которые волновали авторов в начале 20 века: Как появляется искусство? Что оно означает? Как мы вообще воспринимаем его? Художник работает в жанре инсталляция, его работа представляют собою реальный стул, фото этого стула и текст из словаря, описывающий понятие стул. Все три предмета могут быть названы стульями, но что есть идеальный, настоящий стул? Кошут выявляет тавтологичность языка и одновременно показывает недостаточность существующих языков для ответа на этот вопрос. При этом он делает важное открытие: «пластическое выражение не так важно как интересная и красивая идея».


Джозеф Кошут. Один и три стула. 1965 г.


Ответ концептуализма на вечное вопрошание об искусстве звучит следующим образом:


«Любая идея об искусстве может стать произведением, и совсем не обязательно ее визуализировать, достаточно ее сформулировать и просто произнести».

Авторы-концептуалисты критиковали и показывали сомнительность феномена искусства и его границ, пытаясь обозначить, максимально раздвинуть их.

Концептуализм - последнее крупное открытие 20 века. В конце 20 века с падением Берлинской стены мир вновь объединился, стал глобализированным, и начинает формироваться новое представление об искусстве. Художников начинает интересовать вопросы, связанные с национальной идентичностью, с границами мира, вопросы политики, а также постколониальная проблематика мира. Сегодняшнее искусство выучив уроки модернизма, антимодернизма, постмодернизма не имеет четкого определения. Оно встраивается в новые сложные отношения с миром, пытается объять необъятное. Современные художники не сидят в мастерской, они кочуют по разным городам и странам, демонстрируют свои необычные произведения. Познакомимся с одним из представителей этого племени кочевников:

Маурицио Каттелан – итальянец, с начала 90-х гг. когда его работы стали появляться на больших международных выставках его называли шутником. И хотя Каттелан по-прежнему отличается от большинства работающих сегодня художников своеобразным анархическим юмором, он проявляет скромность к серьезным и крупным темам: социальным, политическим и моральным. Он анализирует сакральные явления современной культуры. Многим полюбилась работа Каттелана, представляющим из себя перфоманс с огромной карикатурной головой Пикассо из папье маше. Прохаживаясь по нью-йоркскому музею современного искусства и около него, раздавая автографы и позируя для снимков голову носил актер или актриса. Существо напоминало героя из Диснейленда. Было не совсем ясно каков здесь главный объект диснеизации: Пикассо или музей.

Каттелан, чьи любимые художники Пикассо и Уорхол, высмеивал здесь и художников вроде себя самого, стирающих границы между искусством, рекламой и индустрией массового производства. Его произведения критикуют и неуклонно растущий художественный рынок, который складывается из популистской развлекательности. Конечно мир сегодня не сводиться к локальным проявлениям искусства. Художник Френк Стелла предлагает взглянуть на нынешний мир искусства как на пирамиду, расширяющуюся к низу, и хотя основание становится все обширнее и обширнее, на вершине по-прежнему не так много места.


Надеемся на то, что искусство никогда не замрет, не успокоится, а всегда будет оставаться на острие, всегда будет реагировать на изменение в мире и пытаться менять его к лучшему.

Просмотров: 4

© 2020 WomanSapiens.ru, Россия

  • White Twitter Icon
  • White Instagram Icon