• Rine

Искусство XX века: модернизм, авангард, китч, поп-арт и абстрактное искусство

В начале XX века исторический климат в Европе постепенно меняется, города разрастаются и количество населения в них увеличивается, появляется новый класс – потребителей искусства, который ищет иного искусства. Они не хотят элитарного и интеллектуального искусства модернизма, они хотят чего-то простого и понятного, такого что им покажется красивым с первого взгляда. И в этот момент, в 30-ые гг., встает вопрос об авангарде и китче. Авангард, как всегда пытается создать новое, а китч воспроизводит уже опробованные художественные методы. К сожалению, в преддверии второй мировой войны одерживает победу именно китчевое искусство или искусство, которое отказывается от новаторских исканий.

Адольф Циглер. Четыре элемента. 1937 г.


Начинается эпоха антимодернизма. Художник отказывается от модернистского утопического проекта и пытается отобразить «сказку о реальности». Получается такой волшебный мир, приукрашенного настоящего. Дерзость авангарда бесследно исчезает, художник отбрасывает возможность создать нечто новое и отображает якобы прекрасное настоящее максимально традиционным живописным языком. Тем языком, который будет всем понятен. Что дальше?


Дальше вторая мировая война ставит новые вопросы. Вторая мировая война стала переломной точкой для искусства, так как в ходе этой войны все государства столкнулись с невиданным ранее насилием и жестокостью. Как можно заниматься искусством после такого количества убийств и жестокостей? И можно ли заниматься искусством в традиционном смысле этого слова? Послевоенное искусство во многом стала попыткой размышления над этими сложными вопросами. Художникам приходится как бы заново придумывать искусство. Такое искусство, которое не было бы очернено связью с убийствами, с войной, с насилием. Европа стоит на месте, а центр современного искусства после второй мировой войны перемещается из Европы в Америку, в страну где после войны начинается бурный расцвет экономики, так называемый «золотой век». Нью-Йорк становится – Меккой искусства, этот город не был задет в полной мере ужасом войны, но художники, спасавшиеся в нем были продолжателями идеи модернизма и авангардного искусства. Они противопоставляют себя китчу и реакционному искусству. Здесь в Америке появляются такие направления как абстрактный экспрессионизм и искусства поп-арта.


Джексон Полок. Один: номер 31. 1950 г.


Скажем коротко о каждом из них. Абстрактный экспрессионизм пытается выразить эмоциональный мир авторов, романтическое ощущение таинства прикосновения кисти к холсту. Основной посыл абстракции — формальные качества, то есть четкость рисунка, эскиза, живописи (или скульптуры) не столь важны. Преобладание формальных качеств над репрезентативными, то есть над цветом, выделяют данное направление на фоне других. Абстракционисты считают, что создание фотореалистичной картины может быть бесполезным, если предмет изображения скучен, а цветовая гамма полотна блеклой. Придерживаются этого направления такие художники, как Джексон Полок, Барнер Ньюман. На протяжении всей жизни Полок искал творческое вдохновение, собственную уникальную манеру письма, новые сюжеты и способы выражения современности. Это была не только личная проблема автора, но и вызов для молодой американской культуры. Новые имена абстрактного искусства стремились найти свой путь в живописи и подчеркнуть американскую инаковость, отстранившись от европейского авангардизма и советского соцреализма.

В поисках «того самого» Джексон Поллок решает проникнуться мифологией и рисунками древних индейцев, универсальным характером символов, которые ему удалось найти в их искусстве. Он был убежден, что эти символы будут способны найти отклик в бессознательном каждого человека, поэтому сразу решил использовать это в создании полотен. Поллок верил — коллективная память человечества выражается в искусстве, а пальцы лучше выражают идею с эмоцией, когда пишут независимо от сознания.


Энди Уорхол. Банка с супом Campbells. 1962 г.


Поп-арт, это, конечно же, Энди Уорхол. Это искусство, бравирующее собственным цинизмом. Здесь речь идет о художнике-машине, о перенасыщении массового производства после военном мире. Поп-арт начинает перекликаться на новый материальный мир, который недавно был назван философами «обществом потребления». Произведения Уорхола «Банка с супом Campbells», стала нарицательным. Уорхол изображает пошлую и банальную банку с консервированным супом и делает из нее икону, возводит ее до статуса возвышенного.

Одновременно с этим он создает картинку, которая находится на грани всех художественных поисков того дня, напечатанная на холсте банка дополняется рукописными элементами, она вырисовывает новый мир человеческой культуры. В этом мире прошлые идеалы отброшены как неоправдавшиеся себя и интерес человека переключается от бога к материальному миру и концентрируется в этой самой банке. Энди Уорхол применяет метод тиражирования, и выявляет тем самым пустоту предмета одновременно превознося его. Здесь мы видим как постепенно формулируется идеи постмодернизма.

Просмотров: 8

© 2020 WomanSapiens.ru, Россия

  • White Twitter Icon
  • White Instagram Icon